Воспитание — великое дело

Опубликовал(а) в рубрике - Мобильная библиотека | дата: 7 марта 2020 отзывы: 0

Детские книги пишутся для воспитания,а воспитание —  великое дело: им решается участь человека

В.Г. Белинский утверждал: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека». Очень правильные слова, которые  не только отражают суть и значение воздействия  литературы на воспитание человека, но и на формирование его судьбы. Все коротко  ясно и понятно, на этом тему можно было бы закончить, если бы все это понимали и читали книги…Проблема приобщения детей к книге и чтению очень остра. В наш цифровой век актуальность проблемы очевидна, поэтому важно начинать воспитывать любовь к художественной литературе с детства, с младшего  школьного возраста, потому что это самый благодатный возраст для того, чтобы привить ребенку потребность к чтению.

Чужих детей не бывает, все они — наши дети!  Они, конечно, все разные: есть солнечные и добрые, есть сложные и замкнутые,  веселые и смешные, дерзкие и шкодливые, стеснительные и не уверенные в себе, скромные и застенчивые, а  иногда не по-детски мудрые и проницательные. Они доставляют нам всем много хлопот и волнений, они шумят и задают много вопросов, пропускают уроки, балуются и дерзят. Но это все проходящее. Детство уходит тогда, когда появляются проблемы и их надо решать. И  неизбежно наступает момент, когда под воздействием какой то обиды  или житейского  негатива они не знают что им дальше делать…  Тогда они огорчаются, плачут и ищут защиты у нас, у взрослых, у кого же еще? Дети беззащитны.

И если вдруг никого не окажется рядом в нужную минуту, то им смогут помочь…  книги. Да, книги, как и нам с вами, взрослым. Потому что только в них мы всегда можем найти ответы на наши неразрешимые вопросы, а если надо, то и временно отвлечься, уйти от действительности.  Как сказал писатель Даниэль Пеннак: «Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом».  Мы, взрослые, читающие люди, про это хорошо знаем. И вот эту истину, я думаю, мы обязательно должны донести до них, до наших детей. Особенно это относится к тем детям, для кого их родители не смогли по разным причинам создать благоприятные, комфортные, «сытые» в широком смысле этого слова, условия  для жизни, учебы и взросления. Это таким детям приходится особенно трудно, потому что нет еще опыта ориентироваться в жизни, разбираться в людях, принимать правильные решения.   И зачастую  не с кем посоветоваться…

От того как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое в  их жизни.  Художественная литература вводит ребенка в самое сложное  — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров.  У кого-то из детей  нет дома книг, но он их найдет и прочтет!  Таких детей мало. А у других есть дома библиотека, но они не  читают. Таких детей,  к сожалению, большинство, их нужно терпеливо  приучать читать.  Быть может  кому-то  всего и требуется, чтобы им вовремя почитали книгу на ночь, вовремя привели за ручку  в библиотеку. А может быть  придется набраться терпения и целенаправленно  искать метод, с помощью которого удастся заинтересовать и приучить ребенка читать.

Основы любви к книге, к чтению закладываются в раннем школьном возрасте, поэтому нужно и педагогам и родителям постараться не пропустить тот момент, когда ребенок начинает понимать, что чтение книги – один из основных способов познания, тогда тяга к чтению художественной литературы не растеряется в современном информационном мире.

Вернемся к  простому вопросу  «Что делать?»  У всех детей есть одно хорошее качество – они любознательны и любят играть.  А от нас, взрослых, всего то и требуется:  внимание,  любовь  и искренний интерес к ребенку, чтобы найти  подходящий способ заинтересовать его читать. К выбору форм и методов  педагогам  и родителям нужно подходить творчески. Помимо традиционных форм могут  еще помочь: творчество, литературные викторины, путешествия,  часы досугов, праздники, разгадывание кроссвордов, ребусов, показ и участие в спектаклях, сказкотерапия и  художественное чтение. Из своего личного опыта скажу, что  мне удалось воспитать двух сыновей, которые с удовольствием читают и покупают книги, имея большую домашнюю  библиотеку.   Это было не просто.  Но теперь у меня есть  большой опыт и практика, которые я использую  в работе  школьным  библиотекарем. Есть и  первые победы:  прирост читателей за два месяца в начальной школе составил 50%, а  формуляры  некоторых читателей  за полгода превратились в книжки! Интегрированные занятия  с художественным творчеством, когда дети выражают свои чувства, впечатления от сказки, рассказа или стихотворения в рисунке, аппликации или поделке очень действенны и  проверены временем. Новые технологии так же можно и нужно  задействовать, так как  они дают возможность интеграции в работе над художественным произведением. Жизнь – наше  главное учебное пособие. А книгу называют  лучшим  другом  на жизненном  пути. И очень хочется напомнить слова  Гете : «Чего не понимают, тем не владеют».

                                                                                                        Майя  Зубова                                     


Поделитесь с друзьями:

Оставьте комментарий