Воспитание — великое дело
Детские книги пишутся для воспитания,а воспитание — великое дело: им решается участь человека
В.Г. Белинский утверждал: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека». Очень правильные слова, которые не только отражают суть и значение воздействия литературы на воспитание человека, но и на формирование его судьбы. Все коротко ясно и понятно, на этом тему можно было бы закончить, если бы все это понимали и читали книги…Проблема приобщения детей к книге и чтению очень остра. В наш цифровой век актуальность проблемы очевидна, поэтому важно начинать воспитывать любовь к художественной литературе с детства, с младшего школьного возраста, потому что это самый благодатный возраст для того, чтобы привить ребенку потребность к чтению.
Чужих детей не бывает, все они — наши дети! Они, конечно, все разные: есть солнечные и добрые, есть сложные и замкнутые, веселые и смешные, дерзкие и шкодливые, стеснительные и не уверенные в себе, скромные и застенчивые, а иногда не по-детски мудрые и проницательные. Они доставляют нам всем много хлопот и волнений, они шумят и задают много вопросов, пропускают уроки, балуются и дерзят. Но это все проходящее. Детство уходит тогда, когда появляются проблемы и их надо решать. И неизбежно наступает момент, когда под воздействием какой то обиды или житейского негатива они не знают что им дальше делать… Тогда они огорчаются, плачут и ищут защиты у нас, у взрослых, у кого же еще? Дети беззащитны.
И если вдруг никого не окажется рядом в нужную минуту, то им смогут помочь… книги. Да, книги, как и нам с вами, взрослым. Потому что только в них мы всегда можем найти ответы на наши неразрешимые вопросы, а если надо, то и временно отвлечься, уйти от действительности. Как сказал писатель Даниэль Пеннак: «Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом». Мы, взрослые, читающие люди, про это хорошо знаем. И вот эту истину, я думаю, мы обязательно должны донести до них, до наших детей. Особенно это относится к тем детям, для кого их родители не смогли по разным причинам создать благоприятные, комфортные, «сытые» в широком смысле этого слова, условия для жизни, учебы и взросления. Это таким детям приходится особенно трудно, потому что нет еще опыта ориентироваться в жизни, разбираться в людях, принимать правильные решения. И зачастую не с кем посоветоваться…
От того как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое в их жизни. Художественная литература вводит ребенка в самое сложное — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. У кого-то из детей нет дома книг, но он их найдет и прочтет! Таких детей мало. А у других есть дома библиотека, но они не читают. Таких детей, к сожалению, большинство, их нужно терпеливо приучать читать. Быть может кому-то всего и требуется, чтобы им вовремя почитали книгу на ночь, вовремя привели за ручку в библиотеку. А может быть придется набраться терпения и целенаправленно искать метод, с помощью которого удастся заинтересовать и приучить ребенка читать.
Основы любви к книге, к чтению закладываются в раннем школьном возрасте, поэтому нужно и педагогам и родителям постараться не пропустить тот момент, когда ребенок начинает понимать, что чтение книги – один из основных способов познания, тогда тяга к чтению художественной литературы не растеряется в современном информационном мире.
Вернемся к простому вопросу «Что делать?» У всех детей есть одно хорошее качество – они любознательны и любят играть. А от нас, взрослых, всего то и требуется: внимание, любовь и искренний интерес к ребенку, чтобы найти подходящий способ заинтересовать его читать. К выбору форм и методов педагогам и родителям нужно подходить творчески. Помимо традиционных форм могут еще помочь: творчество, литературные викторины, путешествия, часы досугов, праздники, разгадывание кроссвордов, ребусов, показ и участие в спектаклях, сказкотерапия и художественное чтение. Из своего личного опыта скажу, что мне удалось воспитать двух сыновей, которые с удовольствием читают и покупают книги, имея большую домашнюю библиотеку. Это было не просто. Но теперь у меня есть большой опыт и практика, которые я использую в работе школьным библиотекарем. Есть и первые победы: прирост читателей за два месяца в начальной школе составил 50%, а формуляры некоторых читателей за полгода превратились в книжки! Интегрированные занятия с художественным творчеством, когда дети выражают свои чувства, впечатления от сказки, рассказа или стихотворения в рисунке, аппликации или поделке очень действенны и проверены временем. Новые технологии так же можно и нужно задействовать, так как они дают возможность интеграции в работе над художественным произведением. Жизнь – наше главное учебное пособие. А книгу называют лучшим другом на жизненном пути. И очень хочется напомнить слова Гете : «Чего не понимают, тем не владеют».
Майя Зубова
Оставьте комментарий