Чернов Павел Афанасьевич
Выпускник школы. Окончил школу №16 г. Кемерово в 1936 году. Лицей №23 города Кемерово (руководитель Чернова Елена Феофановна) носит имя Павла Афанасьевича Чернова. Фотографии из фонда музея лицея № 23.
Три года учился в школе юных дарований при Всероссийской академии художеств в Ленинграде, окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Всероссийской Академии художеств. Павлу Афанасьевичу повезло: он не только прошел всю войну (Ленинградский фронт), но и стал первым кузбасским художником, получившим высшее специальное образование. В дальнейшем одним из первых кузбассовцев был принят в Члены Союза художников СССР, затем удостоен почетных званий: «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник Российской Федерации».
Многие почитатели искусства в городе Кемерово и за его пределами знают талант этого художника, прошедшего большой творческий путь. Чернов П.А. принадлежит к категории художников, для которых искусство- высший смысл жизни. Основатель первой творческой династии в Кузбассе. Художником был его старший брат, и профессиональными мастерами стали племянники.
На рубеже 50-60-х годов прошлого века активизируется художественная жизнь страны. Это время гак называемой «оттепели». Хотя и оставались печальные рецидивы предшествующей эпохи: в культуре и искусстве продолжалась «борьба с буржуазной идеологией», однако так или иначе с выставок стали постепенно исчезать ложнопатетические, повествовательно-натуралистические произведения. Идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного.
Годы 60-70-е — это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению. Художники П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, В. Иванов, братья А. и П. Смолины и другие в поисках «правды жизни» обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув вся¬кую описательность. К этой плеяде мастеров можно отнести и творчество кемеровского живописца, народного художника России Павла Афанасьевича Чернова, чье кредо формировалось и неразрывно связано с этим временем.
П. А. Чернов родился в 1918 году в деревне Плеханы Уржумского района Кировской области. В начале 20-х годов семья приезжает в Щегловск, живет в районе Нахаловки. Чернов учится в 16-й школе. Среди его преподавателей историк Евлампий Гаврилович Юров, о чем художник часто вспоминал в зрелом возрасте.
Главное место в творчестве П. А. Чернова занимает портрет. Его герои — люди самого широкого круга профессий. Портреты доярки Устюжаниной, птичницы Е. М. Зубовой, Тани, З. А. Пономаревой и другие достаточно полно и объективно раскрывают интимный характер человека, подчеркивая в нем только типичное и нужное для восприятия. Главной картиной на этой выставке стал «Групповой портрет овощеводов совхоза «Береговой». Искусствовед М. Давыденко дает точную характеристику этому произведению: «Перед нами четыре женщины, близкие по духу, по профессии. В их позах нет эффектности. Они спокойны и зовут к размышлению. Художник знает, что часто люди, связанные с землей, немногословны, сдержанны в проявлениях своих чувств. Такими мы видим их и на полотне».
В творчестве художника пейзаж как самостоятельный жанр не занимает большого места. И все же отдельные из его работ, выполненные в традициях русской пейзажной школы, заслуживают
внимания. Это — «Поздняя осень», «Яблоня в цвету», «Куст сирени», «К весне» и многие другие. В пейзажах Чернова полно воздуха, света, радост¬ных красок. Разнообразие оттенков привлекает глаз, душа откликается. Все они, прежде всего, образны, лишены натурализма и одновременно передают красот>’ и очарование живой природы.
В последние годы жизни П. А. Чернов много и охотно писал натюрморты, отдавая предпочтение садовым цветам — «Астры», «Пионы», «Сирень» и другие. В них с особой силой проявляется большое колористическое дарование живописца. Сила художника заключается не в броскости от¬дельного цвета, не в его насыщенности или открытости и не в силе отдельного контраста или броскости наложения краски. Мастер передает это в связях цветов между собой и в их связях с образом, в подчинении цветового решения всей образной структуре.
Все творчество П. А. Чернова было освоением, завоеванием пространства, поиском гармонии. Все, что он нам оставил, отмечено незримым присутствием его талантливой личности.
Оставьте комментарий